1. 1.      Что представляет собой структура национальной экономики: сферы, сектора и виды экономической деятельности? Каковы тенденции изменения структуры национальной экономики?

 

Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.
Они различаются между собой по способу формирования дохода и участия в рыночных отношениях. На рис,2 представлена секторная структура национальной экономики страны.
Внутреннюю экономику страны образуют домашние хозяйства и организации данной страны, созданные в соответствии с законодательством данной страны, которые зарегистрированы на ее экономической территории и участвуют в ее экономической деятельности не менее года (резиденты), а также организации других государств, действующие в экономическом пространстве данной страны, и постоянные представительства других государств (нерезиденты). Нерезиденты на экономической территории страны имеют второе название – « Остальной мир». Их доходы и сбережения образуют богатство других стран, тех, на территории которых нерезиденты зарегистрированы. Но они тесно связаны с экономикой данной страны, так как на ее территории организации-нерезиденты получают энерго- и водоснабжение, нанимают персонал из состава местного населения, пускают в продажу производимые товары.
Национальную экономику страны формируют резиденты данной страны, вне зависимости от того, где они осуществляют свою экономическую деятельность – на административно-политической территории, в анклавах, в открытом водном пространстве или на территории других стран, т.е. в любой точке её экономической территории.
В национальной экономике выделяются три крупных сектора:
1) рыночные секторы, институциональной единицей (хозяйствующим субъектом) которых выступают:
1.1) нефинансовые предприятия и организации, производящие товары и оказывающие услуги с целью получения прибыли или личного дохода, в том числе услуги непроизводственного характера в здравоохранении, физической культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании, культуре и искусстве, в непроизводственных видах бытового обслуживания;
1.2)финансовые корпорации (организации), оказывающие финансовые рыночные услуги с целью получения прибыли (банки, страховые компании, кредитные организации, инвестиционные фонды).
2) нерыночные секторы, институциональными единицами которых выступают:
2.1) государственные и муниципальные учреждения, оказывающие нерыночные услуги обществу и гражданам в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п.;
2.2) некоммерческие организации в лице общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и иных организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
3) смешанный сектор, представленный домашними хозяйствами, в том числе занимающимися производством товаров без применения наемного труда (например, ремесленные хозяйства).
Институциональными единицами национальной экономики, таким образом, являются организации и домашние хозяйства. В 1999 г. их было 2901 тыс., на 1.1.2004 г. в России насчитывалось 4150 тыс. организаций, включая предприятия, на 1.1.2005г. – 4 417 074. В Тульской области – 33687, в том числе малых – 6500.
Предприятиями являются организации, функционирующие в реальном секторе экономики и, соответственно производящие товары, и оказывающие рыночные услуги в производстве товаров. Именно они производят более 75% валового внутреннего продукта России. Отличительной чертой предприятий в системе общественного разделения труда является производство материализованных товаров и услуг. Услуга отличается от товара тем, что в процессе ее осуществления создается не новый продукт, а изменяется качество ранее созданного продукта, например, транспортные, ремонтные услуги, услуги связи, услуги жилищно-коммунального хозяйства и иные блага.
Общественное разделение труда объединило предприятия, обладающие общностью производимых товаров и услуг, технологий и удовлетворяемых потребностей в отрасли.
Высший уровень отраслевой структуры экономики нашей страны представляют две крупные сферы экономики, включающие совокупность отраслей и видов деятельности национальной экономики по производству экономических благ:
1)реальный сектор экономики с крупными народнохозяйственными комплексами предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и других отраслей;
2) непроизводственная сфера экономики с финансовыми организациями, бюджетными учреждениями здравоохранения, образования и других отраслей социального комплекса государства, с некоммерческими организациями и т.п.
Промышленность также не есть однородное образование. Она, в свою очередь, состоит из крупных промышленных комплексов – отраслей, которые дифференцируют по ряду признаков:
- по характеру воздействия на предмет труда различают добывающие и обрабатывающие отрасли;
- по общности структуры издержек производства - отрасли фондоемкие, материалоёмкие и трудоемкие;
- по экономическому назначению выпускаемой продукции - производящие предметы потребления и производящие средства производства.
- по уровню монополизации – монополистические и олигополистические, совершенной конкуренции и с монополистической конкуренцией.
Нижний уровень структуры национальной экономики представляют предприятия.

В 2001 году Министерством экономического развития и торговли разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, в котором выделены виды деятельности:

  • Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • Рыболовство и рыбоводство;
  • Добыча полезных ископаемых;
  • Обрабатывающие производства;
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  • Строительство;
  • Оптовая и розничная торговля;
  • Гостиницы и рестораны;
  • Транспорт и связь;
  • Финансовая деятельность;
  • Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
  • Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
  • Образование, здравоохранение и предоставление услуг;
  • Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
  • Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;
  • Деятельность  экстерриториальных организаций.
  • Большинство предприятий не просто отнести к одной, строго определенной отрасли.

 

  1. 2.      В чем состоит практическая значимость анализа тенденций развития национальной экономики для деятельности субъекта хозяйствования?

 

  1. 3.      Раскройте сущность предпринимательской деятельности организации. Назовите виды предпринимательской деятельности, раскройте их сущность.

В Законе РФ «О предприятиях и предприниматель­ской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою иму­щественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инно­вационную, консультационную и др., коммерческое посред­ничество, а также операции с ценными бумагами.

Указанные виды деятельности могут осуществляться не­посредственно одним человеком или коллективом (партне­ры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:

 

· граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

 

· граждане иностранных государств и лица без граждан­ства в пределах полномочий, установленных законом;

 

· объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается только посредст­вом государственной регистрации предприятия. В тех случа­ях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индиви­дуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

     В соответствии с законом «О предприятиях и предприни­мательской деятельности» предприниматель (руководитель) имеет право:

 

· привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственнос­ти, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

 

· самостоятельно формировать производственную про­грамму, выбирать поставщиков и потребителей своей про­дукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;

 

· осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

 

· осуществлять административно-распорядительную дея­тельность по управлению предприятием;

• нанимать и увольнять работников от имени собствен­ника предприятия.

Виды предпринимательства:

  1. Производственное предпринимательство и технология его осуществления - К производственному предпринимательству относится де­ятельность, направленная на производство продукции, про­ведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежа­щих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведе­ния, фондовые и товарные биржи, банки, население.
  2. Коммерческое предпринимательство - Этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспече­ния производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В ре­шении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из по­ложения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен про­вести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут поль­зоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.
  3. Финансовое предпринимательство - Является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.  

 

4. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности могут создаваться в стране? В чем их особенности?

  

 

 

 

 

Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключен­ным между ними договором занимаются предпринимательской де­ятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. Полный товарищ не впра­ве без согласия остальных товарищей совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однород­ные с теми, которые составляют предмет деятельности товарище­ства. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участни­ков товарищества. На совершение сделки одним из товарищей вы­дается доверенность. Участники товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарище­ства, то есть кредитор может предъявить требование, как ко всему товариществу, так и к каждому из товарищей в отдельности. При этом при недостаточности имущества одного из них ответствен­ность переносится на любого другого товарища.

От полного коммандитное товарищество отличается наличи­ем в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (комман­дитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.

 

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) при­знается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных уч­редительными документами размеров; участники ООО не отвеча­ют по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с де­ятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отли­чается от ООО тем, что его участники несут дополнительную по­мимо стоимости вклада в уставный капитал ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех разме­ре, кратном к стоимости их вкладов, определяемом учредительны­ми документами общества.

Акционерным обществом (АО) признается общество, устав­ный капитал которого разделен на определенное число акций; уча­стники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым ак­ционерным обществом (ОАО).

 

АО, акции которого распределяются только среди его учреди­телей или иного заранее определенного круга лиц, называется зак­рытым акционерным общество (ЗАО).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для со­вместной производственной или иной хозяйственной деятельно­сти (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохо­зяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бы­товое обслуживание, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участни­ками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Феде­ральным законом и уставом кооператива.

 

5. Назовите основные элементы внешней среды организации (предприятия).

Внешняя среда характеризуется следующими основными элементами:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, изменение спроса и предложения на рынке труда влияет на кадровую политику фирмы и на отношение и мотивацию работников к труду.

2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.
3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
4. Неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

 

 

 

6. Из каких элементов состоит производственная структура предприятия?

Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.

Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса. Значение комплексных рабочих мест увеличивается с повышением уровня механизации и автоматизации производства.

Рабочее место может быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.

В зависимости от особенностей выполняемых работ рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные.

От уровня организации рабочих мест, обоснованного определения их количества и специализации, согласования их работы во времени, рациональности расположения на производственной площади существенно зависят конечные результаты работы предприятия. Именно на рабочих местах осуществляется непосредственное взаимодействие материальных, технологических и трудовых факторов производства. На уровне рабочего места используются основные факторы роста производительности.

Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.

На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель– мастер участка.

Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором – по выполнению одинаковых операций.

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.

Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

 

7. Какие подходы обеспечивают адаптацию организации (предприятия) к изменениям деловой среды?

1. Буферные стратегии.

Любую организационную стратегию можно отнести к классу буферных, если организация стремится максимально изолировать себя от воздействий других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, независимость и укрепить границы. Буферные стратегии могут иметь много форм и модификаций.

Стратегия автономии от внешней среды.

Или стратегия создания запасов, когда организация, запасая сырье, накапливая информацию, аккумулируя другие ресурсы, становится независимой (на определенное время) от других организаций. В этом случае организация на какое-то время отталкивает от себя некоторых представителей рыночного окружения, например нежелательных партнеров, государственные организации и т.д. Понятно, что неудачно применяемая стратегия автономии грозит известной изоляцией организации от внешней среды, что в конечном счете может привести к негативным последствиям.

Стратегия ужесточения контроля за входом и выходом организации.

Данная стратегия проявляется, прежде всего, в жесткости организации по отношению к внешней среде с целью обезопасить себя от внешнего воздействия. Сущность этой стратегии заключается в формализации и постоянных проверках положения при покупке ресурсов и сбыте продукта, проявлении жесткости в отношениях с партнерами, заказчиками и конкурентами (например, установление твердых и неизменных условий продажи или покупки ресурсов).

Стратегия экспансии.

Здесь изоляция от внешней среды достигается путем расширения организации или завоевания большей доли рынка. В этом случае организация неизбежно вызывает сопротивление внешней среды (по крайней мере, пассивное) и очень редко − потребность помогать и сотрудничать. В период активной экспансии организации на рынке всегда создается вакуум в некоторых частях рыночной среды, что позволяет отнести такую стратегию к классу буферных. Однако период активного экспансивного действия на рынок краток и после завершения может наступить период сотрудничества и налаживания социальных и экономических связей между организацией и различными структурными единицами внешней среды.

Буферные стратегии можно считать целесообразными, когда организация завоевывает авторитет и стремится упорядочить собственные ресурсы на входе и выходе системы, а также в периоды неустойчивого положения организаций или в периоды крупных конфликтов со структурными единицами внешней среды, когда организации очень важно сохранить относительную независимость от некоторых объектов внешнего окружения для достижения свободы в реализации собственных целей.

2. Стратегии установления взаимосвязей.

Этот набор стратегий по своей направленности противоположен буферным стратегиям. Основная цель организации при выборе и использовании стратегий установления взаимосвязей − упорядочить обменные отношения организации, расширить границы деловых контактов, приобрести новые сферы влияния во внешней среде. Эти стратегии включают в себя взаимозависимость различных организаций, контроль каждого за каждым, прежде всего на основе доверия. Наиболее типичными стратегиями такого рода являются следующие.

Стратегия заключения сделок.

Данная стратегия заключается в постоянном стремлении организации устанавливать новые связи с различными объектами внешнего окружения на основе эквивалентного взаимовыгодного обмена. Такая стратегия позволяет организации органично вписываться во внешнее окружение, успешно решать проблему адаптации к внешней среде для расширения производства и успешного баланса между входом и выходом системы. Вместе с тем реализация стратегии заключения сделок связана с рядом серьезных проблем таких, как создание и поддержание высокого положительного имиджа (без него сложно осуществлять доверительный обмен), формирование связей с надежными партнерами, которых весьма трудно оценить без глубокого социально-экономического исследования рынка.

Стратегия взаимной диффузии.

Суть данной стратегии состоит во взаимопроникновении отдельных направлений деятельности нескольких (хотя бы двух) организаций. В частности, это может быть совместная реализация продукта, постоянная взаимопомощь при поиске и использовании необходимой информации, совместное проведение исследовательских работ, взаимная финансовая поддержка на условиях доверия и т.д. Данная стратегия также требует положительного имиджа и устойчивой системы связей с различными компонентами внешней среды.

Стратегия сращивания и слияния.

Сводится к объединению отдельных организаций в союзы или в укрупненные организации для наиболее успешной деятельности в условиях рыночного или институционального окружения. В ходе реализации стратегий слияния могут возникать наиболее жизнеспособные и многопрофильные организации.

 

 

8. Дайте характеристику типов производства. В чем их особенности?

Типы производства — это категорийность производства продукта или услуги по видам организации структуры производственных факторов в отношении количества самого продукта или услуги. В машиностроении определяется в зависимости от коэффициента закрепления операций.

Основные типы производственных структур можно описать как:

  • единичное или проектное производство (примеры: производство корабля, (уникального) дома, моста, программного продукта и т.д.)
  • Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности организации серийного производства заключаются в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным производством, расходы на заработную плату.

Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например, металлорежущих станков, насосов, компрессоров и другого широко применяемого оборудования.

Учёт типов производства важен в точном калькулировании (расчёте) затрат производства с целью:

Хотя и типы производства в реальности отчасти менее чётко разделены, такое деление позволяет чётче представлять себе производственные процессы предприятий и рассчитывать на них опирающиеся структуры затрат. Структурированные затраты позволяют более точно планировать их развитие для предприятия (бюджетирование), продукта или подразделения.

Типы производства отличны от видов производства.

 

9. Раскройте сущность франчайзинга и аутсорсинга. Каковы их преимущества и недостатки?

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

Выгоды от использования аутсорсинга

Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.

Выгоды:

снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а именно:

сокращение и контроль издержек (как правило дешевле, чем зарплата штатной единице)

экономия на налогах на зарплату штатной единице (в РФ используется упрощённая система налогообложения, при которой налоги составляют 14 % вместо 26 %, а с временно пребывающих не взимается, а также страх… Продолжение »

© saginwasja

Бесплатный хостинг uCoz