- 1. Что представляет собой структура национальной экономики: сферы, сектора и виды экономической деятельности? Каковы тенденции изменения структуры национальной экономики?
Национальная экономика любой страны - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно- технологическая система. Поэтому её структуру (т. е. разделение на составные части) рассматривают с разных уровней, взаимодействующих в едином экономическом пространстве страны.
С позиции хозяйственной системы в связи с переходом России в 1991г. для учёта и анализа макроэкономических процессов к системе национальных счётов национальная экономика структурируется на секторы.
Они различаются между собой по способу формирования дохода и участия в рыночных отношениях. На рис,2 представлена секторная структура национальной экономики страны.
Внутреннюю экономику страны образуют домашние хозяйства и организации данной страны, созданные в соответствии с законодательством данной страны, которые зарегистрированы на ее экономической территории и участвуют в ее экономической деятельности не менее года (резиденты), а также организации других государств, действующие в экономическом пространстве данной страны, и постоянные представительства других государств (нерезиденты). Нерезиденты на экономической территории страны имеют второе название – « Остальной мир». Их доходы и сбережения образуют богатство других стран, тех, на территории которых нерезиденты зарегистрированы. Но они тесно связаны с экономикой данной страны, так как на ее территории организации-нерезиденты получают энерго- и водоснабжение, нанимают персонал из состава местного населения, пускают в продажу производимые товары.
Национальную экономику страны формируют резиденты данной страны, вне зависимости от того, где они осуществляют свою экономическую деятельность – на административно-политической территории, в анклавах, в открытом водном пространстве или на территории других стран, т.е. в любой точке её экономической территории.
В национальной экономике выделяются три крупных сектора:
1) рыночные секторы, институциональной единицей (хозяйствующим субъектом) которых выступают:
1.1) нефинансовые предприятия и организации, производящие товары и оказывающие услуги с целью получения прибыли или личного дохода, в том числе услуги непроизводственного характера в здравоохранении, физической культуре и спорте, отдыхе и туризме, образовании, культуре и искусстве, в непроизводственных видах бытового обслуживания;
1.2)финансовые корпорации (организации), оказывающие финансовые рыночные услуги с целью получения прибыли (банки, страховые компании, кредитные организации, инвестиционные фонды).
2) нерыночные секторы, институциональными единицами которых выступают:
2.1) государственные и муниципальные учреждения, оказывающие нерыночные услуги обществу и гражданам в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п.;
2.2) некоммерческие организации в лице общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и иных организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
3) смешанный сектор, представленный домашними хозяйствами, в том числе занимающимися производством товаров без применения наемного труда (например, ремесленные хозяйства).
Институциональными единицами национальной экономики, таким образом, являются организации и домашние хозяйства. В 1999 г. их было 2901 тыс., на 1.1.2004 г. в России насчитывалось 4150 тыс. организаций, включая предприятия, на 1.1.2005г. – 4 417 074. В Тульской области – 33687, в том числе малых – 6500.
Предприятиями являются организации, функционирующие в реальном секторе экономики и, соответственно производящие товары, и оказывающие рыночные услуги в производстве товаров. Именно они производят более 75% валового внутреннего продукта России. Отличительной чертой предприятий в системе общественного разделения труда является производство материализованных товаров и услуг. Услуга отличается от товара тем, что в процессе ее осуществления создается не новый продукт, а изменяется качество ранее созданного продукта, например, транспортные, ремонтные услуги, услуги связи, услуги жилищно-коммунального хозяйства и иные блага.
Общественное разделение труда объединило предприятия, обладающие общностью производимых товаров и услуг, технологий и удовлетворяемых потребностей в отрасли.
Высший уровень отраслевой структуры экономики нашей страны представляют две крупные сферы экономики, включающие совокупность отраслей и видов деятельности национальной экономики по производству экономических благ:
1)реальный сектор экономики с крупными народнохозяйственными комплексами предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и других отраслей;
2) непроизводственная сфера экономики с финансовыми организациями, бюджетными учреждениями здравоохранения, образования и других отраслей социального комплекса государства, с некоммерческими организациями и т.п.
Промышленность также не есть однородное образование. Она, в свою очередь, состоит из крупных промышленных комплексов – отраслей, которые дифференцируют по ряду признаков:
- по характеру воздействия на предмет труда различают добывающие и обрабатывающие отрасли;
- по общности структуры издержек производства - отрасли фондоемкие, материалоёмкие и трудоемкие;
- по экономическому назначению выпускаемой продукции - производящие предметы потребления и производящие средства производства.
- по уровню монополизации – монополистические и олигополистические, совершенной конкуренции и с монополистической конкуренцией.
Нижний уровень структуры национальной экономики представляют предприятия.
В 2001 году Министерством экономического развития и торговли разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности взамен Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, в котором выделены виды деятельности:
- Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
- Рыболовство и рыбоводство;
- Добыча полезных ископаемых;
- Обрабатывающие производства;
- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- Строительство;
- Оптовая и розничная торговля;
- Гостиницы и рестораны;
- Транспорт и связь;
- Финансовая деятельность;
- Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
- Государственное управление и обеспечение военной безопасности;
- Образование, здравоохранение и предоставление услуг;
- Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
- Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;
- Деятельность экстерриториальных организаций.
- Большинство предприятий не просто отнести к одной, строго определенной отрасли.
- 2. В чем состоит практическая значимость анализа тенденций развития национальной экономики для деятельности субъекта хозяйствования?
- 3. Раскройте сущность предпринимательской деятельности организации. Назовите виды предпринимательской деятельности, раскройте их сущность.
В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.
Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут быть:
· граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
· граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
· объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.
В соответствии с законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предприниматель (руководитель) имеет право:
· привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
· самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
· осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
· осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
• нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.
Виды предпринимательства:
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления - К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.
- Коммерческое предпринимательство - Этот вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор - что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов, прежде всего, следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки. Но чтобы быть уверенным, что эти условия выполнимы, предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.
- Финансовое предпринимательство - Является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме.
4. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности могут создаваться в стране? В чем их особенности?
Полным товариществом признается коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо (юридическое или физическое) может быть участником только одного полного товарищества. Полный товарищ не вправе без согласия остальных товарищей совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества. На совершение сделки одним из товарищей выдается доверенность. Участники товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, то есть кредитор может предъявить требование, как ко всему товариществу, так и к каждому из товарищей в отдельности. При этом при недостаточности имущества одного из них ответственность переносится на любого другого товарища.
От полного коммандитное товарищество отличается наличием в нем помимо полных товарищей также вкладчиков (коммандитистов), которые отвечают по обязательствам товарищества лишь в пределах своего вклада. Они не несут ответственности по обязательствам товарищества, и в свою очередь, не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от ООО тем, что его участники несут дополнительную помимо стоимости вклада в уставный капитал ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех размере, кратном к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО).
АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, называется закрытым акционерным общество (ЗАО).
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива (ПК) несут по его обязательствам дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных Федеральным законом и уставом кооператива.
5. Назовите основные элементы внешней среды организации (предприятия).
Внешняя среда характеризуется следующими основными элементами:
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, изменение спроса и предложения на рынке труда влияет на кадровую политику фирмы и на отношение и мотивацию работников к труду.
2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.
3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.
4. Неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
6. Из каких элементов состоит производственная структура предприятия?
Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи.
Первичным звеном пространственной организации производства является рабочее место.
Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.
Рабочее место может быть простым и комплексным. Простое рабочее место характерно для производства дискретного типа, где один работник занят использованием конкретного оборудования. Простое рабочее место может быть одно- и многостаночным. В случае использования сложного оборудования и в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, так как обслуживается группой людей (бригадой) с определенным разграничением функций при выполнении процесса. Значение комплексных рабочих мест увеличивается с повышением уровня механизации и автоматизации производства.
Рабочее место может быть стационарным и подвижным. Стационарное рабочее место расположено на закрепленной производственной площади, оснащенной соответствующим оборудованием, а предметы труда подаются к рабочему месту. Подвижное рабочее место передвигается с соответствующим оборудованием по мере обработки предметов труда.
В зависимости от особенностей выполняемых работ рабочие места подразделяются на специализированные и универсальные.
От уровня организации рабочих мест, обоснованного определения их количества и специализации, согласования их работы во времени, рациональности расположения на производственной площади существенно зависят конечные результаты работы предприятия. Именно на рабочих местах осуществляется непосредственное взаимодействие материальных, технологических и трудовых факторов производства. На уровне рабочего места используются основные факторы роста производительности.
Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства.
На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель– мастер участка.
Производственные участки специализируются подетально и технологически. В первом случае рабочие места связаны между собой частичным производственным процессом по изготовлению определенной части готового продукта; во втором – по выполнению одинаковых операций.
Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цеха.
Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношении производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции. Каждый цех получает от заводоуправления единое плановое задание, регламентирующее объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.
7. Какие подходы обеспечивают адаптацию организации (предприятия) к изменениям деловой среды?
1. Буферные стратегии.
Любую организационную стратегию можно отнести к классу буферных, если организация стремится максимально изолировать себя от воздействий других организаций и институтов, сохранить свою самостоятельность, независимость и укрепить границы. Буферные стратегии могут иметь много форм и модификаций.
Стратегия автономии от внешней среды.
Или стратегия создания запасов, когда организация, запасая сырье, накапливая информацию, аккумулируя другие ресурсы, становится независимой (на определенное время) от других организаций. В этом случае организация на какое-то время отталкивает от себя некоторых представителей рыночного окружения, например нежелательных партнеров, государственные организации и т.д. Понятно, что неудачно применяемая стратегия автономии грозит известной изоляцией организации от внешней среды, что в конечном счете может привести к негативным последствиям.
Стратегия ужесточения контроля за входом и выходом организации.
Данная стратегия проявляется, прежде всего, в жесткости организации по отношению к внешней среде с целью обезопасить себя от внешнего воздействия. Сущность этой стратегии заключается в формализации и постоянных проверках положения при покупке ресурсов и сбыте продукта, проявлении жесткости в отношениях с партнерами, заказчиками и конкурентами (например, установление твердых и неизменных условий продажи или покупки ресурсов).
Стратегия экспансии.
Здесь изоляция от внешней среды достигается путем расширения организации или завоевания большей доли рынка. В этом случае организация неизбежно вызывает сопротивление внешней среды (по крайней мере, пассивное) и очень редко − потребность помогать и сотрудничать. В период активной экспансии организации на рынке всегда создается вакуум в некоторых частях рыночной среды, что позволяет отнести такую стратегию к классу буферных. Однако период активного экспансивного действия на рынок краток и после завершения может наступить период сотрудничества и налаживания социальных и экономических связей между организацией и различными структурными единицами внешней среды.
Буферные стратегии можно считать целесообразными, когда организация завоевывает авторитет и стремится упорядочить собственные ресурсы на входе и выходе системы, а также в периоды неустойчивого положения организаций или в периоды крупных конфликтов со структурными единицами внешней среды, когда организации очень важно сохранить относительную независимость от некоторых объектов внешнего окружения для достижения свободы в реализации собственных целей.
2. Стратегии установления взаимосвязей.
Этот набор стратегий по своей направленности противоположен буферным стратегиям. Основная цель организации при выборе и использовании стратегий установления взаимосвязей − упорядочить обменные отношения организации, расширить границы деловых контактов, приобрести новые сферы влияния во внешней среде. Эти стратегии включают в себя взаимозависимость различных организаций, контроль каждого за каждым, прежде всего на основе доверия. Наиболее типичными стратегиями такого рода являются следующие.
Стратегия заключения сделок.
Данная стратегия заключается в постоянном стремлении организации устанавливать новые связи с различными объектами внешнего окружения на основе эквивалентного взаимовыгодного обмена. Такая стратегия позволяет организации органично вписываться во внешнее окружение, успешно решать проблему адаптации к внешней среде для расширения производства и успешного баланса между входом и выходом системы. Вместе с тем реализация стратегии заключения сделок связана с рядом серьезных проблем таких, как создание и поддержание высокого положительного имиджа (без него сложно осуществлять доверительный обмен), формирование связей с надежными партнерами, которых весьма трудно оценить без глубокого социально-экономического исследования рынка.
Стратегия взаимной диффузии.
Суть данной стратегии состоит во взаимопроникновении отдельных направлений деятельности нескольких (хотя бы двух) организаций. В частности, это может быть совместная реализация продукта, постоянная взаимопомощь при поиске и использовании необходимой информации, совместное проведение исследовательских работ, взаимная финансовая поддержка на условиях доверия и т.д. Данная стратегия также требует положительного имиджа и устойчивой системы связей с различными компонентами внешней среды.
Стратегия сращивания и слияния.
Сводится к объединению отдельных организаций в союзы или в укрупненные организации для наиболее успешной деятельности в условиях рыночного или институционального окружения. В ходе реализации стратегий слияния могут возникать наиболее жизнеспособные и многопрофильные организации.
8. Дайте характеристику типов производства. В чем их особенности?
Типы производства — это категорийность производства продукта или услуги по видам организации структуры производственных факторов в отношении количества самого продукта или услуги. В машиностроении определяется в зависимости от коэффициента закрепления операций.
Основные типы производственных структур можно описать как:
- единичное или проектное производство (примеры: производство корабля, (уникального) дома, моста, программного продукта и т.д.)
- Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности организации серийного производства заключаются в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эффективно использовать оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным производством, расходы на заработную плату.
Серийное производство характерно для выпуска продукции установившегося типа, например, металлорежущих станков, насосов, компрессоров и другого широко применяемого оборудования.
- массовое производство (примеры: производство пачек сока, штанов, шурупов и т.д.)
- серийное и мелкосерийное производство (примеры: производство опор горнолыжной трассы, самолётов и т.д.)
Учёт типов производства важен в точном калькулировании (расчёте) затрат производства с целью:
- планирования затрат (планирования будущей себестоимости)
- контроля затрат (контроль эффективности хозяйственной деятельности с финансовой стороны)
- оптимизации производства (понижения неэффективных издержек)
Хотя и типы производства в реальности отчасти менее чётко разделены, такое деление позволяет чётче представлять себе производственные процессы предприятий и рассчитывать на них опирающиеся структуры затрат. Структурированные затраты позволяют более точно планировать их развитие для предприятия (бюджетирование), продукта или подразделения.
Типы производства отличны от видов производства.
9. Раскройте сущность франчайзинга и аутсорсинга. Каковы их преимущества и недостатки?
Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.
Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.
В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.
Выгоды от использования аутсорсинга
Аутсорсинг позволяет компании-заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.
Выгоды:
снижение стоимости реализации бизнес-процесса, а именно:
сокращение и контроль издержек (как правило дешевле, чем зарплата штатной единице)
экономия на налогах на зарплату штатной единице (в РФ используется упрощённая система налогообложения, при которой налоги составляют 14 % вместо 26 %, а с временно пребывающих не взимается, а также страх… Продолжение »